Писатели отличаются друг от друга тем, под каким углом зрения они рассматривают человека, его природу. Для Толстого главной была идея самосовершенствования личности, для Достоевского — идея самоутверждения. У Толстого нет вопроса, стоит жить или нет. Вопрос в том, что человек должен стремиться, по Льву Николаевичу, быть ближе к Христу. Достоевский таких слов не написал бы. Пушкин тем более. Потому что у них нет предела человеку. А Толстой ставит границы: либо — либо.
Пушкин же — это идея самоосуществления. Человек пушкинский чувствует глубинные импульсы, независимо от степени просвещения, которое как бы требует: реализуй данное тебе и поверь, что тебе, как и любому, много дано. На торжествах, посвященных открытию памятника поэту в июне 1880 года, много говорилось о том, что Пушкин снял верхний слой русской жизни.
Интересно, что ошибочность этого мнения точнее всех выразил А. Н. Островский, который по природе своего творчества был ближе к Гоголю, нежели к Пушкину. До Пушкина, сказал он, вообще не было великой литературы. Она являлась более или менее подражательной. Пушкин был первым великим русским писателем. Он один сделал за каких-то двадцать лет то, что в других литературах делалось за века, и делалось многими писателями. И русский язык, и характер мышления русского передан Пушкиным в совершенной форме. И, несмотря на открытия, сделанные Гоголем, литература русская в целом является не гоголевской, а пушкинской.
Быть может, еще никогда такой потребности в Пушкине не было. В русской литературе нет писателя, который обладал бы столь большим интересом к личности и таким проникновением в отдельную человеческую сущность, принадлежащую все-таки к целому.
Один Петр Великий — это целая всемирная история, говорил Пушкин. Писатель отмечал, как трудно писать о царе и как необходимо сделать это. Может быть, и в свои предсмертные часы он не раз с горечью думал о том, что «История Петра» останется незавершенной.
Уважение к личности, к человеческому достоинству. Ни у кого этого в такой громадной степени нет, никто не пестовал это, не болел этим так, как Пушкин. Александр Сергеевич — самый справедливый писатель в мире, в России — во всяком случае. Чувство справедливости — как многим его сегодня недостает, в том числе и современным авторам...
Пушкин был замечательным мыслителем и историком и верил в чудо жизни, в случай. А случай — это появление неожиданных идей и людей!
Комментариев нет:
Отправить комментарий